Скейтбординг – это очень весело, так что легко забыть, что для некоторых это самая настоящая ра-бо-та, и люди зарабатывают этим на жизнь. Так же, как и на обычной работе, там есть много тонкостей, ожиданий и обязанностей, о которых большинство не догадывается. Нам стало интересно узнать обо всем этом, так что мы связались с несколькими топовыми райдерами, (их имена останутся не названными) чтобы узнать информацию от людей, которые действительно в теме. Если вы сидите на SLAP*, то, возможно, вы уже почти все и так знаете – кажется, вы в курсе всего на свете. Остальным же будет интересно почерпнуть что-то новенькое, потому что мы вот точно знали не обо всем.

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СКЕЙТБОРДИСТЫ БОЛЬШЕ ЗАРАБАТЫВАЮТ С ОНЛАЙН ПРОДАЖ, ЧЕМ С ПРОДАЖ В МАГАЗИНАХ

В зависимости от бренда доски или поставщика, некоторые профики могут получать аж 10 долларов с доски, если вы покупаете ее на сайте официального спонсора. Райдеры получают процент и с магазинных продаж, но онлайн их доля всегда больше, потому что там меньше посредников и чистая прибыль выходит больше. 


2. У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЕЙТБОРДИСТОВ НЕ ВСЕГДА ЕСТЬ ПРАВА НА ВИДЕО С НИМИ

По словам Роджера Бэгли, это либо тот, кто снимает, либо человек, который за это платит. Учитывая приятельскую атмосферу в скейт индустрии, обычно проблем не возникает, но везде есть свои недостатки. Эта практика привела к тому, что иногда записи остаются в заложниках, когда режиссер не отдает запись до тех пор, пока не получит желаемую сумму. Например, печально известный режиссер Дж. Стрикленд потребовал 10 000 долларов за “Sight Unseen” Хита Кирчарта. Некоторые записи так и остаются неопубликованными, если создатель считает, что не получил свою долю. Этого можно избежать, если скейтер заключит договор с режиссером и будет оплачивать по нему оговоренную сумму, но так почти никто не делает.

3. VANS БЫЛ ПЕРВЫМ БРЕНДОМ ОБУВИ, СПОНСИРУЮЩИМ СКЕЙТЕРОВ

Стейси Перальта, стал первым скейтбордистом, подписавшим контракт с Vans на 300 долларов в месяц. Эта сделка должна была продвигать новую модель Vans Skate-Hi, выпущенную в 1973. Сейчас, почти 50 лет спустя, выплаты по подобному простому контракту будут в 10 раз выше. Но контракты бывают самые разные, в них прописываются промо фотографии, расходы на поездки, продвижение в соцсетях и все остальное.

4. МАРК ЭППЛЯРД ПЕРВЫМ ПОДПИСАЛ ОБУВНОЙ КОНТАКТ НА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ

Во времена сотрудничества с брендом C1rca, Марку предложили один из самых жирных контрактов в истории обуви для скейтбординга, на его счастье, но эти дни уже прошли. За фирменную лимитку в крупной обувной компании все еще выплачивают шестизначные суммы с опцией увеличения выплаты при хороших продажах, но люди уже не получают миллионы сразу в руки.

5. ИМЕННАЯ РАСЦВЕТКА КРОССОВОК СТОИТ НЕ ТАК ДОРОГО, КАК КАЖЕТСЯ

Вместо того, чтобы разрабатывать личную модель с нуля, большинство райдеров выбирают цвет и материалы для уже существующей модели. Профи может рассчитывать на единовременную выплату в размере 5 000 долларов или получать по одному доллару за каждую проданную пару.

6. НЕ КАЖДЫЙ ПРОФИ ИСПОЛЬЗУЕТ ПРОДУКЦИЮ СВОЕГО СПОНСОРА

Не каждый может катать за своих фаворитов, так что многие получают выплаты от третьих или четвертых брендов в своем топ листе. И, если внимательно рассмотреть фотографии, можно заметить, что у некоторых доски или колеса не своего спонсора. Кое-кто, подписавший контракт с Gravis Footwear, появлялся на обложках в своих любимых данках. Бывали случаи, когда скейтеры рисовали лого поверх оригинального, и это было сделано настолько профессионально, что отличить было невозможно. Пока ты вырезаешь лого, убираешь его в фотошопе или добавляешь его в своих постах, то, скорее всего, ты в безопасности. Но если спонсор планирует разорвать с тобой контракт, то это прекрасный повод.

7. МНОГИЕ РАЙДЕРЫ УВЕЛИЧИВАЮТ СВОЙ ДОХОД ПО ТИХОМУ СБЫВАЯ ТОВАРЫ ОТ СПОНСОРОВ

Райдеры получают кучу бесплатных товаров от спонсоров каждый месяц, и чаще всего не успевают всем воспользоваться. Способы разобраться с этим так же разнообразны, как и великие умы, нашедшие выход из подобных ситуаций. Комиссионки и секонд хенды – самый легкий вариант. Можно и попросить своих корешей продать ненужное через их Depop. На заре бума энергетиков можно было притащить ящик Redbull в местный бар и рассчитывать на вечер бесплатного алкоголя. В одном из ресторанов буррито в Лонг-Бич, щедрой рукой местного райдера весь персонал обулся в кроссовки C1rca, и на протяжении нескольких лет для него и всей его компании еда подавалась бесплатно.

8. В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ СТРАХОВКА СПОНСОРАМИ НЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ

Некоторые компании пытались оплачивать половину расходов на медицинскую страховку своих райдеров. Это не всегда работало, потому что некоторые скейтбордисты не выплачивали свою часть, так что теперь страховка не предлагается. Есть какая-то аналогия выражению кусать руку, которая тебя кормит, или типа того, но я не могу вспомнить.

9. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СКЕЙТБОРДИСТЫ – НЕЗАВИСИМЫЕ ПОДРЯДЧИКИ, А НЕ НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ

Как независимым подрядчикам, профессиональным скейтбордистам нужно хорошо разбираться в том, как списывать налоги в налоговый сезон. Транспортные расходы, одежда, еда – обычное дело, но если думать шире, то внезапно мини рампа или частный парк выглядят разумнее. Этот чек может выглядеть так, будто мы потратили 15 тысяч долларов в стрип-клубе Тихуаны, но на самом деле я просто угощал и развлекал потенциальных спонсоров. Не теряйте чеки и задумайтесь, может стоит нанять финансового консультанта, такого как Райан Клементс.

10. ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ВРАЧЕЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ СКЕЙТЕРАМ ИЗ ЛЮБВИ К КУЛЬТУРЕ

Нескоторые крутые врачи – фанаты скейтбординга и они приложат все усилия, чтобы поработать именно со скейтерами и вылечить все что угодно. Был один случай, когда врач принимал оплату продукцией, прямо как флоу** скейтер. Если же случай выходит за рамки компетенции врача, то он может связаться со специалистом, который поможет аналогичным образом.

11. СПОНСОРЫ МОГУТ ПРОФИНАНСИРОВАТЬ ЛИЧНЫЙ ПАРК СВОЕМУ РАЙДЕРУ

Такие компании как Redbull и Monster помогали своим спортсменам “тренироваться” оплачивая строительство скейтпарков на заднем дворе райдеров. Черт, даже компания, которая производит материалы для рамп, например, Gator Skins, может все бесплатно установить. Так что, когда в следующий раз увидите гигантский лого у кого-то на заднем дворе, знайте, что что он там не потому, что райдер взахлеб упивается энергетиком Monster… надеюсь. 

12. НЕКОТОРЫЕ СКЕЙТЕРЫ НЕ КАТАЮТ НА ДОСКАХ С ВЕРХНИМ КРАСНЫМ СЛОЕМ

Многие профаки верят в самые разные приметы, когда дело касается досок для катания. Некоторые не будут кататься на доске с красным верхним слоем. Для компании даже считается табу отправлять своим райдерам доски с покрытием этого цвета. У других бывает иные привередливые пунктики, например, где их доска находилась в гидравлическом прессе, когда была изготовлена ​​​​эта партия досок.

13. ПРОФЕССИОНАЛАМ МОГУТ ПЛАТИТЬ ПРОСТО ЗА ПОЯВЛЕНИЕ НА СОРЕВНОВАНИИ

В прошлом, Street League платила скейтерам 5000 долларов только за то, чтобы они пришли на соревнования и покатались. Однако, на таких соревнованиях как Tampa, где больше 100 участников, платы за появление нет, зато есть бесплатное пиво после соревнований и чертовски хорошая атмосфера.

14. РАЙДЕРЫ МОГУТ УДВАИВАТЬ СВОЙ ВЫИГРЫШ НА СОРЕВНОВАНИЯХ

Контракты бывают разные, но в некоторых есть пункт “о согласовании приза на соревнованиях”. Это означает, что  если райдер выиграет 10 000 долларов, то спонсор также выплатит 10 000 долларов. Чем выше занимаемое место в соревновании, тем выше приз и тем больше платит спонсор.

15. ФОТОГРАФИИ ТРЮКА НЕ ВСЕГДА СДЕЛАНЫ ВО ВРЕМЯ ТРЮКА

фотограф Марко Эрнандес

Обычно публикуется фотография, которая смотрится лучше всего, но не обязательно сделанная в процессе успешного исполнения самого трюка. В случае с Тристаном Фанкхаузером, он сделал олли через Чайна Бэнкс без фотографа. Но потом он вернулся с фотографом Марко Эрнандесом, и был одет почти так же.

16. КОГДА СТАНОВИШЬСЯ ПРОФИ – ОСТАНЕШЬСЯ ИМ НАВСЕГДА

Во-первых, единственный способ перестать быть профессионалом — это официально уйти в отставку, как Хит Кирхарт или Даниэль Симидзу. Если же вы не заявляете об этом публично, то (хорошие новости!) технически вы все еще профи, даже если ваше имя не встречается на разных штуках, которые нужно продать. Нет, нужны не товары в скейтшопах, а энтузиазм, который будет поддерживать этот нарратив. Так что, ребята, продолжайте в том же духе.

*форум по скейтбордингу

**Скейтер или команда скейтеров, получающих от спонсора продукцию со значительной скидкой, по себестоимости товара, порой даже дешевле. 

Авторы статьи: Кристиан Сенруд

Иллюстрации: Обри Фиш

Материал взят с сайта Jenkem